Как это бывает у нас - программа возможного "Интеллектуального марафона". 1. Альтернатива (или эрудит-лото) - 5 вопросов по 30 секунд на обдумывание, вместе с вопросом даются 5 вариантов ответа; в ответ требуется вынести одну букву, указывающую на правильный вариант.
2. Пентагон - 3 вопроса по 1-5 очков. Ответом является слово или фраза; в начале игры ведущий дает указание на ответ (например: "планета солнечной системы"), после чего зачитывает 5 подсказок с интервалом около 30 секунд. После любой из подсказок команда может попробовать ответить; можно отвечать несколько раз - если после правильного ответа команда дает неправильный, он не учитывается. Правильный ответ после первой подсказки приносит 5 очков, после 2ой - 4 и т.д. - после последней - 1 очко.
3. Шароиды - 5-10 вопросов по 1 очку, 30 секунд на обдумывание. Берется задуманное слово, разбивается на два или больше слов, называются значения этих "слов внутри", а после слова "или" дается определение главного слова, которое и требуется отгадать. Например, слово "шарада" может быть задано как "геометрическая фигура преисподней, или вид головоломки".
4. Кубраечки - 5-10 вопросов по 1 очку, 30 секунд на обдумывание. Берется задуманное слово, разбивается на два или больше слов, эти "слова внутри" заменяются на антонимы и читаются вместе. Например, слово "шарада" может быть задано как "кубрая".
5. Двойной удар - 5 вопросов по 2 очка (1 очко за справедливое указание на отсутствие правильного ответа); 1 минута на выработку версии и 30 секунд на выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Вопросы задаются так же, как и в ЧГК, но сданные командами ответы не оцениваются - они обозначаются буквами (как в "Альтернативе") и зачитываются, после чего дается еще полминуты на выбор. Команда, выдвинувшая правильную версию, но отказавшаяся от нее, не получает ничего.
6. Что? Где? Когда? 5 вопросов по 3 очка, 1 минута на обдумывание. Правила конкурса идентичны правилам проводившихся турниров по ЧГК.
7. Блиц - 3 вопроса по 20 секунд на обдумывание; 10 очков можно заработать, только правильно ответив на все три вопроса. В отличие от блиц-конкурсов на традиционных турнирах, команды должны сдать ответы после каждого из вопросов (20 секунд). Ответы объявляются только в конце конкурса. Иногда проводятся два блиц-конкурса в первой и второй половине игры.
8. Ассоциативные триады - 5 триад по 2 очка, 1 минута на обдумывание.
Загадываются терминологические (устойчивых) словосочетания и/или поговорки из трех слов. К каждому из этих слов даются по три смысловые ассоциации. Задача игроков - отгадать все загаданное сочетание и полностью указать его в листке для ответа. Например, "большая советская энциклопедия" может быть задана как "театр, каньон, медведица; Союз, народ, власть; Дени Дидро, эрудит, круг знаний".
9. Мухофаза - 5 слов, количество очков за каждое слово от 1 до количества команд минус один пополам плюс два. Зачитываются пять слов, к каждому из которых необходимо придумать правдоподобное неправильное определение. На каждое определение дается по минуте. В ответ выносится номер слова и придуманное определение. Затем с небольшим интервалом для каждого из пяти слов зачитываются все сданные варианты вместе со словарным определением данного слова. Ответы должны быть сданы в течение 30 секунд после объявления списка вариантов для последнего слова. Правильно угаданное определение приносит два очка. Каждая ошибка приносит полочка команде, предложившей соответствующий вариант.
10. Суперблиц - 3 вопроса по 20 секунд на обдумывание; 15 очков можно заработать, только правильно ответив на все три вопроса. Правила идентичны правилам конкурса "Блиц" с той разницей, что от каждой команды играет только один знаток. Как правило, этот конкурс проводится последним.